Главная » Статьи » Статьи о важном

Терминология в батике

Терминология в батике

 

А-ШИБУРИ — японское название разновидности складного батика.

 

АЭРОГРАФ — прибор для равномерного разбрызгивания краски. Может быть заменен пульверизатором или автомобильными аэрозолями.

 

БАГЕТ — рейка со сложным профилем для изготовления рам.

 

БАН-ДАН — индийское название разновидности узелкового батика — техники крашения ткани.

 

БАТИК — способ украшения ткани с помощью расплавленного воска. Родиной его считается Индонезия. В настоящее время словом батик обозначают практически все виды ручной росписи ткани.

 

ВОДЯНАЯ БАНЯ — устройство из двух подходящих по размеру емкостей: в большую наливается вода, во вставляемую в нее меньшую кладется нужное вещество, которое нужно поддерживать при постоянной температуре, не доводя до кипения. Используется для приготовления резерва и поддержания в горячем состоянии восковой массы для «горячего» батика.

 

ВОРОНКА — металлическая конус на теплоизолирующей ручке и с узким отверстием внизу конуса. Применяется в «горячем» батике как аналог древнего прибора «тьянтинг».

 

ВОСК, ВОСКОВАЯ МАССА — специальный резервирующий состав для «горячего» батика, в который пчелиный или искусственный воск входит в качестве одного из компонентов. Восковая резервирующая масса для краткости часто называется воском.

 

ГЛАВНЫЕ ЦВЕТА — желтый, синий, красный и зеленый; главными называются потому, что все остальные цвета цветового круга являются их производными.

 

ГРУНТОВКА — покрытие ткани специальным составом для меньшего впитывания красителя. Применяется чаще всего при свободной росписи.

 

ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ — способ расположения на плоскости декоративных элементов, их взаимосвязь.

 

ЗАГУСТКИ — специальные прозрачные пасты, к которым добавляют краситель и тем самым приготовляют пасты для печатания.

 

ЗАПАРИВАНИЕ — процесс закрепления красителей на ткани с помощью пара.

 

ЗАРИСОВКА — стилизованное изображение природной или иной формы в целях дальнейшего использования в создании композиции.

 

КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные на противоположных концах диаметров цветового круга.

 

КРАКЛЕ — сетка трещин, возникающая на ткани при работе в технике горячего батика. Иногда создается специально и используется как отдельный эффект.

 

КУБОВАЯ НАБОЙКА — получила свое название от куба — чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.

 

КУПОН — расположение орнамента на ткани вдоль одного края полотна с постепенным переходом в фон; иногда имеет отклик на противоположной стороне полотна.
 
МРАМОРИРОВАНИЕ (МАРМИРОВАНИЕ) - способ окрашивания поверхностей специальными красками, которые при добавлении их в воду создают на ее поверхности причудливые разводы.

 

МОТИВ — основной элемент построения орнамента или декоративной композиции. В последней часто является композиционным и эмоциональным центром.

 

МОЧЕВИНА — химическое вещество, удобрение. В росписи ткани используется для создания специального эффекта.

 

НАБОЙКА — способ украшения ткани. Название получила от процесса работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань.

 

ОБВЯЗКИ — веревки или шнуры, с помощью которых в узелковом батике создается узор путем перетягивания и обвязывания некоторых участков ткани.

 

ОБНОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЯ — сокрытие различных дефектов с помощью аппликации, росписи отдельных участков, узелкового крашения.

 

ОГУРЦЫ — мотив, пришедший из Индии, часто встречается в шалях и тканях традиционного направления. Представляет собой овальную форму с одним вытянутым и загнутым концом. Часто рисунок контура выполняется в виде гирлянды цветочных форм.

 

ПАЛАНТИН — широкий шарф, накидка из ткани или меха.

 

ПАННО — декоративная композиция, часто заключенная в раму. Служит эмоциональным и композиционным центром интерьера.

 

ПОДРАМНИК — рама под холст или ткань. Основной особенностью является то, что все планки имеют с внутренней стороны скос в направлении сверху-снаружи-вниз-внутрь. Это позволяет натянутой ткани практически не соприкасаться с деревом рамы.

 

ПОДСВЕТКА — прием, позволяющий проверить замкнутость контура в холодном батике, а также способ перевода рисунка на ткань.

 

ПРИСЫПКА СУХИМИ КРАСИТЕЛЯМИ — один из дополнительных эффектов в росписи ткани.

 

ПРОМЫВКА УЧАСТКА РОСПИСИ — удаление красителя с неправильно расписанного участка ткани с помощью большого количества воды или с использованием спирта.

 

ПЯЛЬЦА — круглая рамка для вышивания, состоящая из двух частей. В росписи используется в качестве рамки для небольших работ круглой формы. Ткань расписывают в пяльцах, тонируют наружную часть пялец и готовое панно вешают на стену.

 

РАППОРТ — минимальная площадь повторяющегося рисунка. В него входят сам мотив и расстояние до другого мотива. Повторение раппорта образует раппортную сетку.

 

РЕЗЕРВ — краткое название для резервирующей массы в холодном батике.

 

РОДСТВЕННО-КОНТРАСТНЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные в половине круга.

 

РОДСТВЕННЫЕ ЦВЕТА — цвета, расположенные в одной четверти цветового круга.

 

РОСПИСЬ ПО-СЫРОМУ — роспись по влажной ткани или бумаге, что дает возможность смешивать цвета непосредственно на ткани и придает работе акварельность, мягкость цветовых переходов.

 

СОЛЕВАЯ ТЕХНИКА — нанесение соли на отдельные части рисунка, один из способов создания дополнительного эффекта в росписи.
 

СУХАЯ КИСТЬ — один из приемов работы щетинной кистью, на которую набирается меньшее количество краски или восковой смеси (в батике), что позволяет каждой ворсинке провести собственную линию, отдельную от других.

 

ТАМПОН — изготовленный из ваты или поролона инструмент для росписи больших плоскостей фона; ватно-марлевый тампон для переноса рисунка на ткань способом припороха.

 

ТРУБОЧКИ — стеклянные трубочки с загнутым концом и резервуаром в нижней трети — инструмент для нанесения резерва при росписи в технике холодного батика.

 

ТУАЛЬ — сильно блестящий натуральный шелк, часто используемый для изготовления шарфов.

 

ТЬЯНТИНГ, ТЬЯНТИН — варианты написания названия индонезийского прибора для восковой росписи — чантинга.

 

УЗЕЛКОВЫЙ БАТИК — способ окрашивания ткани с помощью узлов и жгутов, создающих узор.

 

ФЛАКОНЫ для резерва — пластмассовые флаконы с тонкой насадкой. Могут быть специальные флаконы фирмы «Гутта» с уже готовым резервом, пустые или флаконы из-под бензина для зажигалок.

 
ШИБОРИ — так называемый складной батик. Результат окрашивания ткани достигается путем складывания, перевязывания и последующего окрашивания. Он более предсказуем, чем узелковый батик, так как ткань складывается определенным образом. Эта техника имеет японские корни, а там соответственно не обходиться без оригами (складывания, но не бумаги, а самой ткани).
 

ШИТЫЙ БАТИК — условное название разновидности узелкового батика. Ткань собирается на нитку, как при наметывании, по линии узора и сильно стягивается. Краситель не проникает в образовавшиеся мелкие складки, и после крашения получается узор.

 

ЭСКИЗ — предварительный рисунок композиции, в котором выверены и согласованы все детали. В окончательном виде используется для увеличения в натуральную величину.

Оставить комментарий

 

Категория: Статьи о важном | Добавил: elka-art (06.03.2009)
Просмотров: 4103 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Вы еще забыли указать такие термины, как чантинг, сальвитоза, анилин.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]